Уникальные рельсы и 40-градусный мороз: как собирали парк ж/д техники



Ретропарк железнодорожной техники с уникальными экспонатами, рассказывающими о 120-летней истории Рейновской ветки, открылся в Амурской области. Именно этот спорный участок был включен в Забайкальскую ж/д по окончании строительства Транссибирской магистрали.
Строительство Амурской железной дороги, и ее части – Рейновской ветки – вызвали в начале XX века бурные обсуждения. Спорили о ее экономической целесообразности: зачем она вообще нужна в местности, где практически никто не живет, где почти невозможно нормально заниматься земледелием. Сегодня в память о ее создателях в Приамурье открыли ретропарк железнодорожной техники с уникальными экспонатами, которые местные жители собирали сами. Об идее создания и самых оригинальных объектах – в материале РИА Новости.
Идея создания стилизованного парка принадлежит 80-летней пенсионерке, заслуженному ветерану железнодорожной отрасли Алле Киселевой из города Сковородино, где она 40 лет работала в областном управлении ж/д. Однажды, будучи в Туле и оказавшись рядом с ж/д тупиком, она увидела старый паровоз и решила собрать единую экспозицию железнодорожной техники в память о сибиряках, прокладывавших Амурскую железную дорогу. Не секрет, что железные дороги в России в XIX–XX веках строились ценой многих жизней. Амурская ветка не стала исключением.


Пикетный столбик
Место музея было выбрано неслучайно. При строительстве железной дороги для доставки грузов от Амура до Сковородино была построена ветка Сковородино – Рейново. Это важнейший участок железной дороги в Амурской области. Без него, возможно, не было бы и самой Амурской ветки. В память о прибытии первого состава с недавних пор здесь установлен мемориальный камень.
Так как экспозиции почти всех областных муниципальных и историко-краеведческих музеев – здесь их 17 – так или иначе рассказывают об истории строительства ж/д линии, для большей наглядности решили сделать и музей экспонатов в реальную величину. Вот и появилась ретровыставка ж/д техники. Удивительно, но факт – экспонаты для нее пришлось собирать даже по помойкам, рассказывает Алла Киселева.
"Собрать экспонаты для музея было очень непросто. Их пришлось искать то в старых цехах, то в тупиках, то на помойках в прямом смысле", – говорит она.

Рельсы – редкий экспонат
Совместными усилиями и при поддержке работников "РЖД" на привокзальной площади амурчане выставили все, что удалось найти: стрелочный перевод типа Р43, выпущенный Кузнецким металлургическим комбинатом в 1950 году; стрелочный контрольный замок системы Мелентьева; паровозную гидроколонку образца 1916-го; светофор; вагонную тележку для пассажирского вагона и пассажирский паровоз П-34.


Демидовская рельса
"На 4-м километре Рейновской железнодорожной ветки нашли гидроколонку, которая была там установлена в 1916 году для снабжения паровозов водой из насосной станции. Разобрали ее по частям, привезли в Сковородино", – говорит Киселева.
Из представленных объектов самыми редкими экземплярами оказались... рельсы. Их собирали постепенно, самые старинные – с датами изготовления конца XIX – начла XX века. Казалось бы, как может основной материал для прокладки путей, которые в итоге связали Москву с дальневосточными городами России и стали самой длинной железной дорогой в мире, может оказаться в дефиците?
"Рельсы демонтируют при сносе или реконструкции объектов и сдают в металлолом, – отмечает с грустью Киселева. – Сейчас старые рельсы – большая редкость".

Демидовская рельса, 1879 года выпуска, была произведена на заводе Демидова – основателя горнозаводской промышленности на Урале; рельса Казенной железной дороги, произведена в 1897 году на заводе имени Надежды Половцевой; рельса КВЖД, 1903 года выпуска, – это все, что удалось найти.


Замок Мелентьева
Всего же в ретропарке 21 экспонат. Не все из них было легко доставить до места, но и им планируют дать новую жизнь. Например, старый вагон-электростанцию на базе четырехосного крытого вагона, который использовался для производства электроэнергии для питания насосной станции, планируют переделать в музей железной дороги, говорит Киселева.
"Вагон весит 29 тонн. Мы его ставили на колесные пары, а как снять – целая проблема. Снимали огромным краном. Мороз стоял 40 градусов. Когда башмак (тормозной башмак устанавливается на рельс под колесо вагона с накатом – прим. ред.) поставили, у меня слезы градом полились. Ведь когда вагон висел, я только и думала, как бы он не упал на людей", – рассказывает Киселева.
В ближайшем будущем ретропарк будет пополняться новыми экспонатами.


Источник.