Решение проблемы мусора путем постройки мусоросжигательных заводов вокруг Москвы, может не решить проблему, а только усугубить из-за технологии обращения с отходами, которая может ухудшить экологическую безопасность региона…

Как стало известно Царьграду, инвесторы и разработчики мусоросжигательных заводов для Московской области не оставили мысль о застройке региона гигантскими печами по уничтожению отходов. Об этом упоминалось на одной из недавних встреч разработчиков проекта – компании «РТ-Инвест» с экспертами в Москве.




На встрече в очередной раз обсуждались риски эксплуатации первых четырёх мусоросжигательных заводов (МСЗ) – в Ногинском, Воскресенском, Наро-Фоминском и Солнечногорском районах. Места расположения остальных предприятий общественности пока не озвучены. Но очевидно, что никто из жителей области не застрахован от появления в ближайшие годы на своём «заднем дворе» огромной мусорной печи.
Намерение руководства области решить проблему отходов быстро мне понятно. Но выбран, наверное, самый опасный и неэффективный путь это сделать. 15 мусоросжигательных заводов вокруг Москвы, которые инвестор проектов «РТ-Инвест »планирует построить, могут только усугубить ситуацию. Эксперты, привлёченные Общероссийским народным фронтом (ОНФ), пришли к выводу, что как сам проект, так и технологию обращения с отходами, которая в нём заложена, необходимо пересмотреть по целому ряду причин, связанных с вопросами как экологической безопасности, так и экономической эффективности заводов, – пояснил Царьграду Антон Хлынов, председатель Комиссии по экологической безопасности Московского областного отделения Русского географического общества.
мусор





По данным министерства экологии и природопользования региона, в Московском регионе производится более 10 млн тонн отходов ежегодно. Лоббисты мусоросжигания ещё в 2015 году попросили президента Путина выделить им из федерального бюджета средства на строительство 15 мусоросжигательных заводов мощностью до 700 тысяч тонн отходов в год. Однако деньги из национального проекта «Чистая страна» были получены только на четыре таких завода.
По словам Хлынова, общественные организации давно ведут диалог с разработчиками проектов заводов и с авторами проекта «Чистая страна» из госкорпорации «Ростех». Например, сейчас региональное отделение ОНФ по Московской области готовит обращение к инвестору МСЗ, компании «РТ-Инвест», с перечнем вопросов для широкого общественного обсуждения проектов мусоросжигательных заводов. И основания для этого есть: до сих пор ни одна независимая общественная организация, намеревавшаяся провести общественную экологическую экспертизу МСЗ в Московской области, не получила весь набор проектных документов, несмотря на то что есть даже апрельское решение Верховного суда, в частности, по заводу около Воскресенска.
В Наро-Фоминске компания «АГК-1» (входит в «РТ-Инвест») сослалась на коммерческую тайну, отказывая общественности в получении проектной документации. Но и здесь застройщиков поставили на место в Арбитражном суде Московской области по иску общества «Принципъ».
12 июля суд подтвердил, что проектная документация не может являться объектом коммерческой тайны, об этом говорит пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне». Такой режим не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом, – сообщила Царьграду Надежда Ефимова, активистка из Могутово, деревни, расположенной в одном километре от будущего завода.




«Документация по всем МСЗ в Московской области держится в секрете, даже несмотря на судебные решения в нашу пользу. Мы настаиваем на том, что должна быть проведена общественная экологическая экспертиза всех проектов МСЗ. Жители региона будут подвергать риску себя и своих детей отнюдь не гипотетически, а нам даже не дают ознакомиться с данными, от которых напрямую зависит наше здоровье», – говорит Анна Дмитриева, сокоординатор движения «Экологика». 


Плохая статистика

Недавно в социальных сетях был опубликован перевод на русский язык данных исследования испанских учёных от 2012 года из журнала Environment International. Специалисты пришли к выводу о том, что выбросы от МСЗ в их стране приводят к росту раковых заболеваний у жителей соседних с ними районов. В отчёте об исследовании говорится:
Избыточная смертность от рака (модель BYM: относительный риск 95 процентов) была обнаружена у населения, проживающего в непосредственной близости от этих установок в целом (и главным образом в окрестностях мусоросжигательных заводов) и, в частности, около установок по утилизации металлолома и старых транспортных средств. Особо следует отметить результаты по опухолям плевры, желудка, печени, почек, яичников, лёгких, лейкемию, опухоли прямой кишки и мочевого пузыря. Большую роль в ухудшении онкостатистики играют выбросы токсичных веществ – диоксинов.
Весной этого года большой резонанс вызвала публикация перевода научной работы международной группы экспертов по голландскому МСЗ, запущенному в 2011 году и применяющему новейшую технологию. Именно диоксины тщательным образом замеряли при изучении влияния этого завода на окружающую среду и здоровье людей.
Выяснилось, что трава на пастбищах недалеко от завода содержит почти в два раза больше диоксинов, чем допускается по «нормам», – 1,2 пг ТЭ/г при норме 0,75 пг ТЭ/г. Оказались отравленными диоксинами и куриные яйца в соседних хозяйствах. И в целом этих ядов там было выявлено в 2-4 раза больше, чем в траве и яйцах в удалённых от завода районах.
Учёные уверены, что источником отравления травы и яиц стали именно выбросы МСЗ: «Содержание конгенеров диоксинов в пробах дымового газа, отобранных долгосрочным методом, сходно по значениям с содержанием конгенеров диоксинов в яйцах домашних куриц и пробах фитомассы травянистых растений», – говорится в отчёте об исследованиях.
мусор




Сторонники заводов уверяют, что новые технологии, которые будут использоваться на подмосковных МСЗ, – современные, и поэтому никаких рисков от их использования нет. Температура сжигания более 1200 градусов позволит избежать выбросов диоксинов, которые не смогут образоваться при такой жаре. Но и тут у специалистов очень много но.
Самая главная беда любых МСЗ, и это было доказано исследованиями по голландскому заводу, – это необходимость их перезапуска. Специалисты отмечают, что бытовые отходы неоднородны и для подстройки систем под состав мусора процесс сжигания необходимо останавливать и начинать снова. В этот момент и происходит выброс опасных веществ, и их количество может быть значительно превышено. Узнать о выбросе в режиме реального времени не получится. Для этого, по словам экспертов, требуются хотя бы сутки анализа в стационарной лаборатории, а не в полевых условиях.

Мусорный пиар

Почему все-таки в России пока удаётся продвигать заводы, от которых, как известно, отказывается Европа? Причин тут несколько.
Во-первых, сторонники МСЗ заявляют, что Европа от них вовсе и не отказывается, несмотря на соответствующее коммюнике Еврокомиссии в 2017 году.
Действительно, в некоторых странах Евросоюза ситуация сложилась таким образом, что отказаться от сжигания теперь очень сложно. Заводы построены, полигоны (не дурно пахнущие свалки типа Кучино или Тимохово, а высокотехнологичные объекты) почти полностью выведены из эксплуатации, а других способов уничтожения отходов, не подлежащих переработке, нет.
При этом в той же Германии более 60% бытовых отходов становятся вторсырьем. А на сжигание отправляются так называемые хвосты.
Секретные проекты радиоактивных мусорных заводов (6 фото + 2 фото)




Это и есть второй громкий лозунг наших сторонников сжигания. Мол, хвосты – в печь, а остальное – на переработку. Но реальность такова, что в России раздельный сбор на уровне ЖКХ остаётся пока на почти первобытном уровне из-за непродуманной логистики и низкой заинтересованности операторов.
Разработчики заводов заявляют, что они сами тоже будут производить сортировку. Царьград присутствовал на мероприятиях, где об этом говорили представители «РТ-Инвест». Однако из заключения независимой экологической экспертизы проектов МСЗ, проведённой под эгидой ОНФ, опубликованного этой весной, известно, что никаких показателей по сортировке в проекте заводов нет.
Ну и конечно, лоббисты сжигания эксплуатируют тезис о том, что народ устал от свалок. Везде люди недовольны и протестуют. Но значит ли это, что именно сжигание всех отходов должно стать альтернативой?
Царьграду удалось узнать, что в ближайшее время на суд общественности могут быть представлены и другие технологии обращения с отходами, которые пока невозможно подвергнуть переработке. Да и никто не отменял инициатив по сокращению производства и потребления, например, одноразового немедицинского пластика и возвратной таре.
Axact

Sergey

Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат. Фредерик Бегбедер

Post A Comment:

0 comments: