Экспериментаторы привыкли к критике. Публика консервативна и не понимает смелых решений! Но Пабло Пикассо выделился и тут: его картину «Авиньонские девицы» осудили даже друзья и единомышленники.

В Пушкинском музее 30 августа откроется выставка «Анатомия кубизма». Ее центральным экспонатом станет тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к одному из его шедевров — «Авиньонским девицам». Рассказываем, почему Пикассо писал картину голым и при чем тут бордель.
— В заглавие выставки не зря вынесен термин «кубизм». И не зря ее центральным экспонатом станет тетрадь с набросками Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам».

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907.Именно с этой картины испанского художника, как считают эксперты, начался кубизм. Определить дальнейшую судьбу изобразительного искусства «Авиньонским девицам» удалось благодаря тому, что ее первыми зрителями стали художники-современники Пикассо: Жорж Брак, Андре Дерен, Анри Матисс. Сам же испанец, работая над полотном, искал новый подход к изображению пространства и перспективы. Художник Поль Сезанн в одном из писем советовал Пикассо в качестве основы для изображения применять простые геометрические фигуры. И испанец воспринял это буквально. Героинь «Авиньонских девиц» он как будто «сложил» из геометрических фигур. 


Пабло Пикассо. «Набросок сидящей женщины: обнаженная с драпировкой», 1907.
— «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо создал в 1907 году. Над картиной художник, который обычно писал довольно быстро, трудился на протяжении девяти месяцев, а в летний период из-за страшной духоты в своей дешевой мастерской и вовсе работал голым. За почти год Пикассо создал огромное количество эскизов и набросков — 809. Долгое время они хранились у самого художника. И, по мнению одного из главных биографов Пикассо Пьера Декса, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла».

Пабло Пикассо. «Женский бюст/ Набросок с кувшином, чашей и лимоном», 1907
— Изначально картина Пикассо носила другое название — «Философский бордель». Сюжет полотна был навеян посещениями публичного дома на улице Каррер д’Авиньо в барселонском Готическом квартале. Художник не раз бывал там в молодости. Уже позднее название картины сменилось на «Авиньонских девиц». Такой вариант придумал друг Пикассо — писатель Андре Сальмон.

Пабло Пикассо. «Три женщины. Этюд», 1907–1908 © ГМИИ им. А. С. Пушкина
— Параллельно с написанием «Авиньонских девиц» Пикассо переживал угасание чувств к Фернанде Оливье. С ней художник познакомился в 1904 году, когда только переехал в Париж с тремя сотнями франков в кармане, тайно мечтая прославиться. Девушка ревновала возлюбленного к полотну, которое он писал почти год. А когда увидела законченный вариант, не произнесла ни слова.  

Пабло Пикассо. «Дружба (II). Этюд», 1907–1908 © ГМИИ им.А.С. Пушкина
— Источниками вдохновения при работе над «Авиньонскими девицами» для Пикассо послужили картина Поля Сезанна «Купальщицы» и выставка масок Черного континента, которую он посетил в Этнографическом музее Парижа. Сезанна Пикассо называл «наш общий отец». А в искусстве народов Африки, которое считалось примитивным, испанский художник, напротив, видел экспрессию и свободу от европейских изобразительных канонов. 

Поль Сезанн, «Купальщицы», 1900.
— «Авиньонские девицы» раскололи критику и художественное сообщество. «Какая потеря для французской живописи», — сокрушался меценат Сергей Щукин. А арт-дилер Амбруаз Воллар назвал картину «работой безумца». Анри Матисс увидел в картине издевку над сторонниками обновления искусства и над самим собой. А вот один из основателей кубизма Жорж Брак был впечатлен и воскликнул: «При взгляде на эту картину возникает ощущение, что вы пытаетесь заставить нас есть паклю или пить бензин и плеваться огнем». Были и те, кто считал, что придет день, когда Пикассо повесится на фоне своего творения.

Обложка альбома Пикассо № 7 для «Авиньонских девиц» с изображением Орла, 1907.
— Публика впервые увидела «Авиньонских девиц» лишь спустя девять лет после их создания — в 1916 году. И никто не спешил покупать у Пикассо полотно. Лишь в 1920-м картину приобрел модельер и коллекционер Жак Дусе. А впервые на выставку «Авиньонские девицы» попали в 1937 году. Сегодня работа хранится в нью-йоркском Музее современного искусства и не покидает его постоянную экспозицию. 

Пабло Пикассо, «Набросок обнаженной с драпировкой», 1907.
— «Авиньонских девиц» не переставали анализировать даже спустя несколько десятилетий после их создания. В 1972 году арт-критик Лео Штейнберг предположил, что изобразив женщин на картине столь жуткими, Пикассо дал выход своему страху заразиться венерической болезнью. Кстати, ее художник все же подцепил в одном из борделей Барселоны и потом лечил долгие годы.







Axact

Sergey

Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат. Фредерик Бегбедер

Post A Comment:

0 comments: