Илья Пророк в мировой живописи,фресках и иконах.


Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Портретные изображения Ильи Пророка


Илия Пророк. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда — шапочка на голове и свиток в руках.
Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске.
Отличительные пророческие атрибуты — плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке — имеют очень глубокую символику.
На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах.
Это пророки - ветхозаветные праведники,которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество.
Среди них особое место занимает святой Илия — самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя.
Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии — существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.
икона пророка Илии

Пророк Илия. Вторая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Начнем с плаща — он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода.
Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах.
Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни — они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою.
И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это — пророк.
А еще плащ — является символом странника.
И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения — проповедовать, наставлять, обличать.
Следующий элемент ранних икон любого пророка — шапочка, капюшон, повязка или корона.
С одной стороны, это вполне понятно — в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда — корона на голове, например, пророка Давида.
Повязка также имеет утилитарное значение — она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными.
Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью — он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом.
А еще это — венец славы, знак избранности и служения Господу.
икона пророка Илии

Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность.
Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев — назареи.
Эти люди посвящали себя Богу — на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим.
В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета.
Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу.
Этот момент и отражен на пророческих иконах.
икона пророка Илии

Пророк Илия. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде Великом (ныне – в Новгородском музее-заповеднике). 1560-е годы.
И, наконец, свиток — знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков.
Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу.
Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись — самое известное изречение этого человека.
икона пророка Илии

Первые иконы угодника Божьего Илии появились в ранневизантийскую эпоху и не имели каких-либо отличительных особенностей от других пророческих ликов.
На древних мозаиках и фресках пророк Илья предстает перед нами человеком, закутанным в плащ из плотной верблюжьей шерсти. У него густая борода средней длины и длинные густые волосы, доходящие до плеч.
Глаза — карие, взгляд — пронзительный, волевой, смотрящий прямо в душу зрителя.
Иногда на голове святого изображалась шерстяная шапочка, а в руках помещался свиток с пророческими словами.
На некоторых портретных изображениях Илия держит нож, которым он казнил около пятисот нечестивых языческих жрецов.

Сюжетные иконы святого Ильи

Первый из них — Илья и ворон.
На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал.
На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб.
Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню…
Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни.
Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.
икона пророка Илии

«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.
И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 — 6).
Второй сюжет — восхождение Илии на небо в огненной колеснице.
В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии:
«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.
Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!
И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад (4 Царств. 2: 9 — 13).
икона пророка Илии

Вознесение пророка Ильи. Новгородская икона XIII века из собрания банка «Интеза»
Вот икона, изображающая это событие.
Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал.
На берегу стоит Елисей — ученик Илии — и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми.
Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им.
Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел.
На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия — это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел — единое целое.
И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога — либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака.
Иногда под ногами Елисея нарисована милоть — шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.
икона пророка Илии

Символика иконы в каждой своей детали передает молящемуся идею о вознесении пророка из нижнего мира в мир горний.
Прежде всего — это скалы, которые в иконографии всегда являются символом крепкой веры и духовного восхождения. Огненный шар — образ славы Божьей, а также — того ангельского мира, куда живым перешел Илия.
Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем.
Кстати, колеса повозки — тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов — Престолы — изображаются именно в виде колес с глазами на спицах.
На иконе изображен переход Илии в небесную славу.
По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.
МОИСЕЕНКОВ Александр

автор - МОИСЕЕНКОВ Александр источник

И из интернета добавляю от себя ещё изображения фресок, картин

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице.
ОГОНЬ РОЖДАЮЩИЙ
По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Рождество св.Пророка Илии.Клеймо Житийной иконы XVI в

Икона. Рождество пророка Илии

Огонь карающий

Святой пророк Илия был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в жаркой пустыне, проводил время в строгом посте, Богомыслии и молитве. Его пророческое служение пришлось на царствование самого слабохарактерного израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

Пророк Илия обличает царя Ахава в идолопоклонстве
Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его.
Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода.
Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Огонь спасающий

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву.
Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала.
Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу.
"На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало.

К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой.
Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе.

Избиение Ильей языческих жрецов. Фреска церкви Ильи Пророка (Ярославль)
По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду.
Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!".
Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Огонь воскрешающий

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Прорк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти.
Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что благодаря ему семь тысяч человек спаслись и стали поклоняться Единому Богу, а не Ваалу.
Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо и получил вместе с его плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Огонь животворящий
У нас, на Руси, особенно почитали Илью Пророка. Первый храм, построенный в Киеве при князе Игоре, был во имя пророка Илии. Княгиня Ольга после Крещения построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Русские в «Ильинских» церквях совершают и совершали крестные ходы, особенно в засуху, моля о дожде, поэтому у нас его называют Илья Громовержец.

Бернардо Строцци " Пророк Илия и вдова Сарептская "
«И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17, 8–9).

На росписи (храма Пророка Божия Илии в обыденском переулке в Москве)пророк встречает вдову в Сарепте Сидонской (фото 3) (3 Цар. 17, 8–16). 
Во время трехлетней засухи Господь премудро склоняет своего раба к милосердию.
Он посылает его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы тот убедился, какое бедствие нанес не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам.
Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую два полена дров, ибо у нее была только одна горсть муки в кадке и немного масла в кувшине.
Так как Илию мучил голод, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица поведала, что хочет в последний раз приготовить обед для себя и своего сына, а потом им предстоит умереть от голода.
Но по слову Господа, которое Он изрек через Илию, мука и масло в доме вдовицы оставались неистощимыми, и пророк питался у вдовицы до тех пор, пока не прекратился голод.

Джованни Ланфранко. Илия и вдова из Сарепта

Фредерик Лейтон 1881 Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы Лондон, Дом-музей

Дание́ле да Вольте́рра "Пророк Илия". ок 1550—1560. Собрание Pannocchieschi d’Elci. Сиена

Сэр Фредерик Лейтон. Илия в пустыне

Фердинанд Бол - Ferdinand Bol(1616-1680),Дордрехт,Нидерланды.Илия,накормленный ангелом

Воскрешение пророком ЕЛИСЕЕМ сына Сарептской вдовицы Павел Плешанов,1854-ГРМ(С-ПТб)
Библейское предание повествует,как сына Сарептской вдовы воскресил проро ИЛИЯ,а его последователь пророк Елисей воскресил сына Сонамитянки.
Сонамитянка,веря в силы пророка Елисея,отправилась к нему. По её просьбе пророк пришел к ней в дом "запер дверь за собою..и Воскрешённого ребёнка Елисей вернул Сонамитянке," она упала ему в ноги, и поклонилась до земли;и взяла сына своего и пошла" ( ; Цар. 4:37)
***

Волков Адриан Маркович "Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы"
17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.
18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,
20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.
(3 Цар.17,17-24)

William GALE. Илия пророк воскрешает

Пророк Илия.Роспись.Работа Свято-Троицкого Братства
...городок Щигры, здесь делают не просто «церковные принадлежности», а самые лучшие (по крайней мере, на сегодняшний день) в стране резные киоты, иконостасы, распятия с Голгофой, аналои, православные кресты, сени, мощевики, алтарную мебель, гробницы, стасидии, троны на горнее место, жертвенники, престолы… список можно продолжать и продолжать.
Иконописцы Братства пишут иконы, украшающие иконостасы храмов Москвы, Петербурга, знатных русских монастырей. Да и резьба деревянная красуется в немалом числе духовных сооружений Русской православной церкви.
Руководит уникальным промыслом (он уже и название получил: «щигровская резьба») архимандрит Зиновий (Корзинкин).

Пророк Илия.Витраж

Св.Пророк Илия.Фреска церкви свв.Иоакима и Анны.Монастырь Студеница.Сербия. 1314 г.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар. 18, 36) – ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом.Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова.Конец XIII — начало XIV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илия Пророк в пустыне.Великий Устюг.XVI в.Государственный музей палехского искусства,Палех

Пророк Илия в пустыне.Икона

Пророк Илия и ангел в пустыне.Питер Пауль Рубенс.1626-1628 гг.Музей Бонна,Байонна

Джованни Джироламо Савольдо.Илию кормит ворон

Пророк Илия в пустыне. Фреска церкви Успения монастыря Морача (Черногория).Третья четверть XIII века.

Илья с вороном. Вороны кормят Илию, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Пр.Илия. Роспись барабана церкви Рождества Христова на кладбище в Великом Новгороде. 90-е гг. XIV в.

Пророк Илия. Из пророческого чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород


Пророк Илия Балканы, Сербия, XIV-XV вв


Пророк Илия.Икона.XIII в.(Византийский музей культурного центра им. архиеп.Макария III, Никосия)

Сюжет :"Огненное восхождение святого Илии пророка "(4 Цар. 2, 1–13).Настало время, в которое Господь определил взять пророка Илию живым на небо.
Илия и его ученик Елисей шли из города Галгала. Трижды хотел Илия оставить Елисея в городах, через которые они проходили, но, зная о предстоящем чуде, тот говорил: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя».
Дойдя до Иордана, они, после удара пророка Илии по воде милотью, перешли реку посуху. 

«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».
Елисей, ставший свидетелем огненного восхождения пророка Илии, получил брошенную ему учителем милоть и дар пророческого духа вдвое больший, чем имел Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Божий Илия будет Предтечею Второго Страшного Пришествия Христова и во время проповеди примет телесную смерть.
Пророки Илия и Елисей. Из пророческого чина. Последняя треть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль


Рерих Н.К. Илья пророк 1931

Пророки Илия и Елисей

Огненное вознесение Илии Пророка. Русский Север. Конец XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Святой Пророк Илия с Огненным восхождением и сценами жития Болгария. Вторая половина XIX века.

Огненное восхождение пророка Илии.Новгород.Вторая четверть XVI в.(1530-е годы)Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного,Москва

Огненное восхождение Илии Пророка. XIV в.Государственный исторический музей,Москва

Огненное восхождение Илии Пророка. XIV в.Государственный исторический музей, Москва

Огненное восхождение пророка Илии.Новгород.Начало XVII в.Музей икон,Реклингхаузен, Германия

Взятие пророка Илии на небо.1847. Эскиз росписи плафона в северо-западной части Исаакиевского Собора

Роспись храма Пророка Илии (Москва)Вознесение Илии

Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Девид Коллинз.Вознесение Илии 1627

Огненное восхождение пророка Илии со сценами жития.Греческая икона второй половины XVII века, происходящая с острова Корфу (ныне в собрании Византийского музея в Афинах). Мастер Феодор Пулакис.

Пророк Божий Илия, возносящийся на огненной колеснице на Небо

Отправка комментария

0 Комментарии